Педагог-психолог

       

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                            "СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1"

Педагог-психолог

 

Все персональные данные учащихся и работников школы размещены с личного письменного

 согласия или с согласия законных представителей

 

Информация об учителе:

  • Фамилия, имя, отчество – Киселева Любовь Евстафьевна

  • Дата рождения – 16 октября 1970 год

  • Место работы: МБОУ Сосновская СШ№1

  • Образование – Высшее

  • Название учебного заведения - Нижегородский  Государственный Педагогический Университет 

  • Период учебы – 1994 - 1995г.

  • Специальность – Практическая психология (для образовательных учреждений)

  • Стаж работы – 29 лет 

  • Педагогический стаж работы: 29 лет

  • Стаж работы в данном ОУ: 24 года

  РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

 

Психологические рекомендации родителям

Психологические рекомендации учащимся в процессе тестирования

Психологические рекомендации учащимся накануне экзамена

Психологические рекомендации учащимся при предварительной подготовке

Психологические рекомендации учителям-предметникам

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Как родителю  помочь ребенку справиться с возможным стрессом,при временном нахождении дома.Советы детского психолога

Методические рекомендации для родителей

Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса

Рекомендации родителям детей,временно находящихся на дистанционном обучении

Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии

Телефон доверия

 

 

 

 

 

 

БЕСЕДЫ С ПСИХОЛОГОМ

  (по материалам периодических изданий)

  

КОНФЛИКТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ И КАК ИХ УЛАДИТЬ

 

   Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать – каждый родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала стоит поискать компромисс?

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК


   Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Еще бы: на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет – ученики, учителя, администрация. Но есть и еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут.
   Формально учителю и родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но в жизни эта схема мгновенно рассыпается под грузом объективных и субъективных факторов. Слова о том, что первейшая задача учителя – это обеспечение нормального развития каждого ребенка, почти всегда остаются только лозунгом. На самом деле от учителя требуют прохождения программы и дисциплины в его классе. От успеваемости и поведения учеников напрямую зависит его зарплата.
   С родителями тоже не все так просто. Из самых лучших побуждений они иногда выбирают для своего ребенка то, что ему совсем не подходит.
   Третий участник конфликта, по поводу которого, собственно, и разгорается сыр-бор, – это ребенок, ученик. Удивительно, но его отношение к проблеме очень часто вообще не выясняют. Он бы уже и рад все прекратить и забыть, а взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.


ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО БЫЛО СДЕЛАНО ХОРОШО, СДЕЛАЙ ЭТО САМ

   Итак, требовать от учителя подвигов смирения и великодушия, увы, не приходится. Значит, нужно постараться и приложить максимум усилий для разрешения или, еще лучше, предотвращения школьных конфликтов.
   Школьный конфликт похож на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее. Отличие же от семейных ссор и производственных интриг заключается в том, что в этом случае за своего ребенка решаете вы, а расплачиваться за ваш выбор и за результаты ваших действий будет он. Обдумывая каждый свой следующий шаг в раскручивании конфликта, помните прежде всего об этом.
Влиять на ситуацию можно по-разному. Кто-то предпочитает откровенное давление: скандал после уроков, жалоба администрации или угроза пожаловаться. При этом вы, конечно, выпустите пар, на какое-то время почувствуете себя победителем, но не забывайте, что ваш ребенок проводит по нескольку часов в день рядом с тем человеком, на которого вы «наехали». И не просто рядом, а в зависимости от него.
   Даже если вам попался робкий учитель, который не будет откровенно отыгрываться на ребенке, его неприязнь может бессознательно проявиться в интонациях, формально безобидных замечаниях, которые очень чутко улавливают дети. А уж они не упустят момента поддеть того, кто находится в конфронтации с учителем.
   Может произойти и так, что раздраженный учитель вполне сознательно будет отыгрываться на ученике. Поверьте, у него достаточно средств и власти, чтобы сделать пребывание вашего ребенка в классе невыносимым, абсолютно не выходя из формальных рамок.

 

ИСКУССТВО ДИПЛОМАТИИ


   Разумнее и эффективнее всего договориться, даже если вы привыкли разрешать конфликты силовым способом. Влияние на ситуацию требует гораздо больше времени и душевных сил, но ведь речь идет о благополучии вашего ребенка. Если совсем просто, переговоры состоят из высказывания своей позиции, умения услышать мнение другой стороны и выработки приемлемого для всех решения.
   Поэтому, прежде чем давать волю раздражению по поводу незаслуженной двойки, несправедливого, на ваш взгляд, наказания или неоправданных требований учителя, максимально проясните ситуацию. Придите в школу и помимо версии вашего ребенка узнайте, как видят ситуацию другие участники конфликта: учителя, дети, родители (только не прокурорским тоном!). Сначала обратитесь к классному руководителю, он поможет организовать встречу с предметниками, вовлеченными в конфликт.
   Выяснили? А теперь сформулируйте (лучше письменно), чего вы хотите в сложившихся обстоятельствах. Пятерки в дневнике? Душевного комфорта для ребенка? Чтобы он научился сопротивляться давлению? Конечно, любой взрослый человек понимает, что вариант «меда и сгущенки и можно без хлеба» не принимается. Любой из выбранных результатов будет означать, что от других вы в какой-то мере отказываетесь.
   А теперь попробуйте еще раз встретиться со своими «противниками» и спокойно, рассудительно донести до них свое понимание ситуации и пожелания. Покажите, что услышали их доводы и готовы выработать компромиссное решение. Договоритесь о ближайшем конкретном шаге, скажите, что вы готовы сделать со своей стороны, назначьте время следующей встречи для обсуждения результата.

 

КАК КОМПРОМИСС РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ


   Это выглядит громоздким только на первый взгляд. На деле все гораздо проще. Например, вам предъявляют многочисленные претензии по поводу агрессивного поведения вашего ребенка. И семья находится в состоянии перманентной войны с учителями и остальными родителями класса. Если вы решили для себя уладить конфликт цивилизованно и дать возможность ребенку в дальнейшем спокойно учиться в этой школе, начните с разговора с классным руководителем.
Постарайтесь спокойно и разумно выслушать его мнение о проблеме. Спросите о том, что он делает для смягчения нравов в классе, что советует вам в отношении вашего ребенка и его ученика (и речь тут, конечно, должна идти не о наказаниях).
   Сообщите, что вы собираетесь делать со своей стороны. Например, записать ребенка в спортивную секцию, чтобы он бывал в другой среде, где его будут окружать физически более крепкие дети. Заодно он сбросит избыточную энергию.
   Если вы чем-то увлекаетесь, предложите вести с одноклассниками (в присутствии учителя, конечно) соответствующие занятия хотя бы раз в две недели. Это займет всего полтора часа в месяц, зато вы сможете увидеть взаимоотношения в классе изнутри. И ваш ребенок из задиры и хулигана в глазах одноклассников постепенно станет сыном того папы, который так замечательно умеет делать интересные вещи.
   Договоритесь и о том, что ежедневно будет предпринимать учитель. Можно посоветовать ему завести правило обсуждать в конце учебного дня все важные события. Нужно, чтобы все дети были уверены, что любое насилие не останется незамеченным и безнаказанным. И происходить это должно не в форме ябедничества, а в открытом разговоре.
   Весьма действенным бывает ежедневный вопрос, адресованный проблемному ребенку: «Были ли сегодня ситуации, когда ты хотел подраться (обидеть кого-то), но удержался?» Так он постепенно привыкнет хотя бы отчасти контролировать себя, а заодно получит повод «похвастаться» своей сдержанностью.
   Попробуйте привлечь школьного психолога. Возможно, причина агрессии кроется в личностных проблемах. Например, ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Тогда договоритесь с учителем, чтобы он каждый день находил хотя бы крошечную возможность похвалить вашего ребенка.
   Если вы сумеете провести такой разговор в спокойном деловом тоне, он не должен занять много времени. Принимайте только те решения, которые вы точно сможете выполнить. И договоритесь о времени следующей встречи, когда можно будет обсудить результаты.

 

КОГДА УХОД ОПРАВДАН


   Поводов для недовольства и претензий у родителей к школе, конечно, хватает. Самые тяжелые и трудноразрешимые причины конфликтов – непрофессионализм учителей, нездоровая обстановка в школе – одним словом, системные проблемы, справиться с которыми вам не под силу. Это, пожалуй, единственный случай, когда оправдан уход из класса или школы.
   Что делать? Хотя бы не наступать второй раз на те же грабли. Прежде чем выбирать другое место учебы, опять же сформулируйте, чего вы ждете от этой перемены. И лучше не перечислять прошлые претензии с «не»: чтобы ребенка не дразнили в классе, не ставили незаслуженных двоек, и т. д. Переведите их в позитив: хочу, чтоб ребенок понимал требования учителя, чтобы отношения в классе были доброжелательные.
   Выстройте по значимости свои пожелания и отправляйтесь на поиски подходящей школы и учителя. Не забудьте, кстати, поинтересоваться у самого ребенка – согласен ли он, хочет ли он уходить из своего класса.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ


   В бурной школьной жизни ежедневно возникают и вполне обыденные рабочие недоразумения, которые родителям действительно нужно выяснять и урегулировать. Пожалуй, самая сложная проблема – взаимоотношения детей. Враждующие группировки, травля одного-двух самых беззащитных – это бич всех школ, даже самых лучших. В западных странах это явление получило название «буллинг».
   Что делать? Психологи, изучающие эту проблему, в один голос говорят о том, что в школе и в классе должна действовать система борьбы с насилием. Поговорите с учителем не как обвинитель, а как союзник в борьбе с проблемой. Постарайтесь привлечь внимание администрации. Но не для сиюминутного наказания виновного, а чтобы в классе (в школе) непреложной стала мысль о невозможности безнаказанного насилия. В одной из московских школ с этой целью работает так называемый суд чести, где школьники и учителя выслушивают конфликтующие стороны.
   Параллельно направьте усилия на улучшение атмосферы в классе. Времени и энергии, потраченных на выяснение отношений и жалобы, вполне хватило бы на поездку в ближайший парк, а то и на небольшой поход. Предложите учителю посильную помощь в организации совместных поездок. И он вам будет благодарен, и отношения в классе начнут меняться. Несколько дней, проведенных в походе, да таком, чтобы с посильными трудностями, а не на всем готовом, – это лучшее средство для недружного класса.
   А если ваш ребенок непопулярен у одноклассников, вы можете исправить положение именно в поездке. Папа, который умеет развести костер, спеть, рассказать интересную историю, непременно завоюет авторитет, и часть симпатии к нему дети непременно перенесут на его ребенка. Это особенно актуально для родителей так называемых жертв и преследователей.

 

ОТМЕТКИ


   Самая частая и, к счастью, не самая тяжелая причина конфликтов – это отметки. Некоторые родители очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то страдания по этому поводу были оправданны, лишь когда значение имел балл в аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.
   Что делать? Вы уверены, что учитель несправедливо занижает оценки? Оплатите час работы хорошего репетитора и попросите проверить уровень знаний. Возможно, к вашему ребенку действительно отнеслись необъективно. Некоторые учителя считают особой доблестью повышенную требовательность. Если ваш предметник качественно учит и не третирует ребенка, просто мысленно прибавляйте к каждой полученной отметке один балл.
  Бывает и так, что сам ребенок чрезмерно переживает из-за отметок. Это может быть следствием завышенных родительских требований или обидой на несправедливость. Он честно выучил урок и получил меньше, чем ожидал. Или сделал столько же ошибок, сколько одноклассник, а отметка у него ниже.
   Что делать? Если это произошло лишь однажды, посочувствуйте и посоветуйте забыть об инциденте: учитель мог пропустить ошибку, отвлечься во время ответа. Бывает. Если же ситуация повторяется и тревожит ребенка, попробуйте объяснить это учителю. Попросите совета: как вам реагировать на вопросы и огорчения ребенка? Постарайтесь вывести разговор на критерии оценивания. Возможно, ученик неадекватно судит о своих результатах, да и одинаковое количество ошибок действительно может оцениваться по-разному. Вменяемый учитель поймет, что вы пришли не скандалить, а пытаетесь разобраться, и наверняка все вам объяснит. А заодно будет более внимателен при оценивании, зная, что вы отслеживаете процесс.
   Когда тема отметок актуальна для нескольких детей в классе, можно поднять ее на родительском собрании. Попросите устроить вам «ликбез» по поводу критериев. Если подобная проблема возникла с приходом нового учителя, предложите ему на первых порах коротко комментировать для детей, за что выставлены отметки.

 

ВАМ КАЖНТСЯ, ЧТО РЕБЕНОК НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ


   Еще один повод для родительского беспокойства – качество и объем знаний при вполне достойных отметках у ребенка. Проблема может быть как надуманной, так и реальной. А причины ее кроются либо в учителе, либо в учебной программе.
  Что делать? Немногие школы, увы, могут похвастаться полным отсутствием слабых предметников. Допустим, вам не повезло, и в вашем классе не очень методически грамотный преподаватель. Решить эту проблему радикально невозможно, разве что затеять длительную осаду администрации с просьбой заменить учителя. Но, во-первых, по этой дисциплине учитель в школе может быть один, а во-вторых, вы столкнетесь с таким же нежеланием родителей другого класса «отдавать своего» взамен «вашего». Оцените, насколько важны для вашего ребенка именно этот предмет и желание продолжать учиться на прежнем месте. В зависимости от обстоятельств – репетитор или переход в другую школу.
   Не забудьте, кстати, выяснить, насколько оправданно ваше беспокойство. Возможно, вам просто кажется, что ребенок ничего не знает. Всегда можно найти независимого предметника, который протестирует его знания. Причиной подобных волнений может стать неправомерное сравнение успехов ребенка с успехами детей ваших соседей и знакомых. Вполне возможно, что и учитель сильный, и ребенок успешен, но те просто учатся по другой программе.

 

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ…

   Вообще же к проблеме частых и неизбежных школьных конфликтов разумнее подойти системно. Не секрет, что в педагогических институтах уровень преподавания довольно средний. Как и в системе повышения квалификации. Во всяком случае, об эффективных приемах коммуникации и способах разрешения конфликтов учителю зачастую узнать негде.
   Так вот, вместо того чтобы многократно тратить нервы и время по мелочам, может, лучше организовать семинар для педагогов? Возможно, кто-то из родителей компетентен в психологии и конфликтологии. Если нет, может быть, стоит скинуться один раз не на занавески и ремонт, а на действительно полезное обучение педагогов. В конце концов, это будет инвестицией в образование вашего же ребенка.
   Во многих школах давно существует практика сбора денег под тем или иным названием. В конце концов, кто платит, тот и музыку заказывает. Можно поговорить с администрацией о целевом использовании части средств, внесенных вами.
   И самое главное: если вы направите свою энергию не на сокрушение учителя, а на решение проблем – действительно сложных и болезненных, – то они будут разрешаться чуть эффективнее.


ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ УЛАДИТЬ КОНФЛИКТ

 

  • Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон.

  • Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен.

  • Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.

  • Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.

  • Предложите остальным участникам разговора сделать то же.

  • Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения этого результата.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения